CoffeeFarmer

CoffeeFarmer

КОФЕ КАК БИЗНЕС

В последние годы на мировом кофейном рынке стремительно развивается интерес к кофе specialty. Это направление возникло в 1970-х годах в Америке с появлением в городе Сиэтле небольших компаний, предлагавших особый высококачественный кофе. 


Bозникновение концепции specialty было обусловлено культурой потребления, отличающейся от европейской, - до сих пор кофе в Европе предпочитали традиционно употреблять в форме сортовых смесей, а в Северной Америке решили попробовать иной, "сортовой" вариант. Specialty кофе - это селекционные моносорта Арабики, выращиваемые в особых регионах и в особых природных условиях и поэтому имеющие свой особый нюанс вкуса. Названия видов такого кофе соответствуют именам регионов, плантаций или просто фантазийные названия, навеянные вкусовым нюансом или регионом произрастания.


Specialty кофе подобно дорогому вину необходимо отслеживать от плантации до чашки. Поэтому компании, работающие на этом рынке, ведут постоянную работу с плантациями. Все большую популярность приобретает также органический кофе, выращенный без применения химических удобрений и пестицидов. 


Specialty кофе всегда проходят строгий контроль по качеству. Это обязательно зерна одного урожая, подвергшиеся самому тщательному отбору на кофейных плантациях - до 15 степеней сортировки. 


Рост популярности кофе specialty в мире сегодня поддерживают две крупнейшие ассоциации Specialty Coffee - SCAA (Specialty Coffee Association of America) и SCAE (Specialty Coffee Association of Europe). 


Мировое потребление кофе


Кофе один из наиболее популярных продуктов в мире. Его годовое потребление составляет более 400 млрд чашек. Мировой спрос на кофе в 2007/08 гг. составил 125,2 млн. мешков, что на 2,3% выше прошлогоднего уровня. 


Крупнейшим покупателем кофе в мире является Евросоюз. Общий объем продаж в 2007/08 гг. согласно прогнозам должен составить 41,3 млн мешков. 


Рост продаж в Евросоюзе в последние годы был обусловлен ростом потребления кофе вне дома благодаря развитию кофеен. Крупнейший потребитель кофе в Евросоюзе это Германия, за ней следуют Италия, Франция, Испания и Великобритания. При этом самое большое потребление в пересчете на душу населения в Финляндии, Дании и Швеции.


Поскольку кофе в Италии, Германии и Франции традиционно является самым популярным горячим напитком, рост его потребления в этих странах незначительный. Несколько иная картина в Великобритании, где традиционно отдают предпочтение чаю и где перспективы роста потребления кофе весьма реальны. В культуре Великобритании кофе не играет большой роли, и, даже несмотря на рост потребления в последнее время, на человека приходится 2,2 кг в год. Для сравнения, в Германии, Италии, Франции и Голландии это 5-7 кг, а в Финляндии - 12 кг в год на человека. Однако изменения, происходящие в обществе и стиле жизни Великобритании способствуют росту спроса на кофе. Среди этих изменений - трансформация представлений о кофе как об обычном горячем напитке в сторону продукта, образующего стиль жизни, и отход от кофе как от утреннего напитка к потреблению его 24 часа в сутки. Можно отметить, что торговля переключилась с потребления чая дома на потребление кофе specialty вне дома. 


От кофейни к фондовой бирже


Кофе впервые был представлен англичанам в 1637 году выходцем из Константинополя, приехавшим в один из колледжей Оксфорда. После открытия в 1650-м в Оксфорде первой кофейни популярность кофе стала стремительно расти, и вскоре кофейни сделались излюбленным местом встреч не только студентов, но и профессоров. К примеру, на основе Оксфордского кофейного клуба, основанного в 1655 году, сформировалось ядро будущего Лондонского королевского общества. Среди его основателей были Исаак Ньютон, Ханс Слоун (основатель Британского музея), Эдмонд Галлей.


Популярность кофеен в конце XVII и начале XVIII веков объяснялась их уникальным культурным климатом: кофейни сокращали дистанцию между аристократией и средним классом, способствовали установлению контакта между ними. В обмен на очень дешевый напиток эти "однопенсовые университеты", как называли их простые горожане, давали возможность почерпнуть новые знания (как утверждают, даже большие, чем из книг), услышать новости, обсудить текущие события и принять участие в самых великих спорах. К 1660 году кофейни становятся в Англии центрами общественной жизни, местом встреч великих умов времени и людей любых сословий. Наиболее известные среди лондонских кофеен - "Баттонс", "Уиллс", "Бедфордс", "Грек", "Чайлдс", "Дон Салтерос". В них проходили дискуссии по искусству, литературе, политике и бизнесу.


В 1687 году Эдвард Ллойд открыл на Ломбард-стрит кофейный дом, который почти сразу же стал местом встречи специалистов по отправке грузов, купцов и банкиров, обменивавшихся важной информацией о морских перевозках. Затем Ллойд установил помост для аукционов, а также чтения вслух торговых новостей. В 1696 году по требованию общественности в "Ллойде" впервые был выпущен "Регистр Ллойда", в котором отмечались прибытия и отправления судов, а позднее в него стали включать информацию по курсу акций, бюллетени о приливах, последние новости с иностранных рынков, а во время войн - информацию о морских сражениях. Кофейня практически никогда не закрывалась и со временем превратилась в штаб-квартиру единственной морской страховой компании, так называемых андеррайтеров, чья подпись означала ответственность страховщика за все риски, связанные с отправкой груза или судна. Здесь можно было получить всю информацию о предполагаемой степени риска. В 1774 году 80 клиентов кофейни - в основном морские торговцы и андеррайтеры - сформировали "Корпорацию Ллойд" со штаб-квартирой в Королевской бирже.


Первая английская фондовая биржа также взяла свое начало из кофейни "Джонатанс", где был организован аукционный зал, в котором покупались и продавались акции. Со временем этот аукционный зал превратился в первую английскую фондовую биржу. 

Кофе как товар


Кофе - один из наиболее крупных биржевых товаров. Он производится более чем в 60 странах. Эта индустрия обеспечивает жизнедеятельность около 25 млн фермерских хозяйств по всему миру, вовлекает в производство, переработку и продажу миллиардные инвестиции, дает работу людям во всем мире. 


Кофе - это напиток с объемом розничных продаж более 70 млрд долл. в год. Для многих стран, его производящих, кофе - весомая составляющая экономики, один из основных источников дохода, обеспечивающий порой более 75% экспортных доходов. 


Оборот, связанный с кофе, занимает в статистике мировой торговли второе месте после нефти, что свидетельствует о важной роли кофе.


Кофе является ходовым товаром на фьючерсном рынке и на товарных биржах. 
Мировая торговая столица кофе - Нью-Йорк. Большие запасы кофе хранятся и в европейских портовых городах - Роттердаме, Амстердаме, Гамбурге, Бремене, Лондоне и Tриесте. Важнейшие и крупнейшие кофейные биржи находятся в Нью-Йорке и Лондоне. В Нью-Йорке на торги выставляется преимущественно Центрально- и Южноамериканская Арабика; за единицу веса принимается фунт (lb) (1 фунт = 454 г). В Лондоне выставляется в основном африканский кофе (Робуста). В качестве денежной единицы используется английский фунт стерлингов, за единицу веса принимается тонна. 


Во всем мире в среднем в год собирается урожай, составляющий порядка 100 млн мешков по 60 кг. Из этого только Южная Америка поставляет на мировой рынок почти половину: 


Южная Америка - 44 млн мешков 
Африка - 22 млн мешков 
Центральная и Северная Америка - 17 млн мешков 
Азия/Океания - 12 млн мешков 
Всего - 95 млн мешков 


От всего объема мирового производства, как правило, около 63 млн мешков предназначается для экспорта. Остальное количество остается для внутреннего потребления в странах-производителях или складируется, при перепроизводстве, в специальных хранилищах.